Тематический контроль

В нашем детском саду с 21 ноября по 11 декабря 2018 года прошел тематический контроль по теме 

«Организация и эффективность работы педагогов ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий

и привитию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Цель контроля: изучение эффективности работы педагогов ДОУ по использованию  здоровьесберегающих технологий  и привитию  навыков здорового образа жизни в ДОУ.

Задачи контроля:

1. Выявить уровень знаний детей о способах сохранения собственного здоровья, умений   применять полученные знания  в  самостоятельной  деятельности.

2. Изучить состояние воспитательно-образовательной работы  с детьми по проблеме, проанализировать систему работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями, выявить  умение воспитателей творчески подходить к данному вопросу, используя нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.

3. Оценить условия (среду,режим,нагрузку,двигательный режим) пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение», дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в  группах детского  сада, способствующей развитию  у детей умений и навыков,способствующих   здоровому образу жизни.

4.Определить перспективы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему применению разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной  деятельности с детьми.

Вид контроля: тематический.

В ходе проверки установлено следующее:

 1. Знания, умения и навыки детей.

Контроль показал, что у детей сформированы представления о здоровом образе жизни на достаточном уровне. Кроме того, у детей на хорошем уровне сформированы  гигиенических умения и навыки: во всех возрастных группах дети знают, что перед едой необходимо помыть руки с мылом и делают это в нужной последовательности: закатывают при необходимости рукава, мочат руки водой, намыливают, тщательно смывают, затем вытираются своим полотенцем. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста показали, что они на хорошем уровне владеют знаниями о здоровом образе жизни и о том, для чего нужен спорт, правильное питание и т.п.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя.

Заполнены карты профессиональных знаний и умений воспитателя. Проанализировав карты педагогов можно сделать выводы:

  • педагоги  владеют знаниями  организации и проведении НОД по физической культуре, а также организацией двигательной активности в режиме ДО, в каждой возрастной группе,
  • используют все методы и приемы организации двигательного режима в ДО в течении дня,
  • умеют объективно анализировать знания, умения и навыки.
  • умеют сочетать упражнения разного уровня интенсивности.

3. Планирование.

Проведен контроль по планированию оздоровительной работы педагогами ДОУ. Выявлено следующее, педагогами планируются:

  • календарно-тематическое планирование  совместной деятельности с детьми (в режимных моментах, самостоятельной деятельности)
  • индивидуальная работа с детьми по изучению физических упражнений;
  • физкультурные упражнения и игры в режиме дня;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение дня;
  • планирование физкультурные досуги, развлечения, праздники, дни здоровья;
  • работы с родителями по данному направлению.

4. Создание условий.

Анализ предметно-развивающей среды в группах показал умение грамотно организовать предметно-развивающую среду для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни всеми педагогами ДОУ. Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком), имеются  массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.

На игровых площадках пополнилось оборудование для физкультурно-оздоровительной работы. Все воспитатели приняли активное участие в конкурсе на лучший физкультурный уголок, многие совместно с родителями изготовили дорожки здоровья,  кольцебросы,   оборудование для игр баскетбол и волейбол и многое другое.

Во всех возрастных группах оформлены картотеки подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после сна по возрасту.

5. Работа с родителями.

Большую роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями. Проведение родительских собраний, анкетирование, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. В каждой группе проведено родительское собрание по теме здоровьесбережения.

В родительских уголках всех возрастных групп выставлена информация, отражающая физкультурно-оздоровительную работу в детском саду: «Расти здоровым, малыш!»,  «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «Закаливание-основа здоровья ребенка»,  «Путь к здоровью - каждый день!»  и др.

6. Физкультурные занятия.

Инструктором по ФК Ждановой В.В. в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр физкультурного оборудования в спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят.

В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. 

Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК Жданова В.В. владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности.

 Контроль за дыханием воспитанников осуществляется  регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети  успевают выровнять дыхание.

Но вместе с тем выявлено что санитарно-гигиенические условия не соответствуют требования. В физкультурном зале сильно сквозит, что не может не сказываться на здоровье детей. Потому что при холоде наша иммунная система мобилизуется и предпринимает меры для защиты, а сквозняк, по сути, застает наш организм врасплох, происходит переохлаждение какого-то одного участка тела, что приводит к простуде и болезни.

Что касается содержания НОД, проведенных в период контроля, они не соответствует программе. Инструктор по ФК Жданова В.В. объясняет это тем, что в зале нет необходимого инвентаря и ей приходится выкручиваться. Однако хочется заметить следующее:

- По программе на этих занятиях необходимо было отработать бег спиной вперед, и хотя для этого не требуется никакого инвентаря, данный вид бега отсутствовал.

- Кроме того на этих занятиях надо было отработать перебрасывание мяча двумя руками в парах снизу и из-за головы, чего тоже не наблюдалось, хотя в физ.зале есть мячи (они не пригодны для отбивания, но их можно использовать для перебрасывания).

- По программе дети должны были выполнять ходьбу «Муравьишки», «Раки», «Слоники». Но данный вид ходьбы не наблюдался. Комплекс ОРУ должен был быть выполнен с обручами, но несмотря на наличие обручей, комплекс был выполнен без атрибутов.

- Также по программе необходимо было выполнить упражнения на равновесие: ходьба по скамье с перешагиванием через кубики, а также перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед. Инструктор по ФК Жданова В.В. заменила эти ОД на пролезание боком через обруч и перевороты через бок – «Ежики». Как по мне задачи в этих упражнениях преследуются совсем другие, отличные от программных!

- Также, в заключительной части занятий проводились игры, которые не соответствуют заявленным в программе.

Замечания. Инструктор по ФК несет ответственность за гигиеническое состояние физкультурного зала, поэтому при каких-либо недочетах (в данном случае речь идет о сквозняке) необходимо обратить на это внимание и устранить.

Кроме того инструктор по ФК несет ответственность за физическое развитие детей. Невыполнение задач программы недопустимо.  

Рекомендации. Пока мячи не будут приобретены, можно попросить воспитателей приносить с собой на занятия мячи с группы или же заменять упражнения на равнозначные, но с другим инвентарем.

Замечания воспитателям группы «Калинка». Не смотря на то, что это уже старшая группа, многие дети до сих пор не имеют спортивной формы. Соответствующая физкультурным занятиям одежда – это обязательное условие их проведения.

Рекомендации. Воспитателям Атласкировой М.С., и Галачиевой Л.Р. провести профилактические беседы с родителями воспитанников, с целью разъяснения необходимости соответствующей одежды на занятиях ФК.

Выводы по итогам тематического контроля:

Работа по использованию  здоровьесберегающих технологий и привитию  навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие двигательной сферы,  посредством физкультурных занятий, подвижных, спортивных и игр — развлечений на воздухе, а также в разных видах деятельности в режиме дня ДОУ;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни с помощью бесед, наблюдений, решения проблемных ситуаций, игровых задач, связанных со сбережением здоровья;
  3. охрана и укрепление психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников, достигаемые за счет создания комфортной среды в группах, недопущения психологических и физических перегрузок;
  4. формирование основ безопасности детей, базирующееся на понимании каждым ребенком значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
  5. гигиеническое воспитание детей и родителей, направленное на пропаганду здорового образа жизни.

Наблюдение за педагогами показало, что они используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводят зарядку, физкультурные занятия, физкультминутки, гимнастику после сна, подвижные и спортивные игры, развлечения и физкультурные праздники, занимаются индивидуально развитием основных видов движений, коррекционной работой и  т.п).

Педагоги регулярно проводят профилактические мероприятия (используют разные виды закаливания,  дыхательную и корригирующую гимнастику, витаминотерапию).

Контроль показал, что работа по физическому воспитанию в детском саду в целом ведется на достаточно высоком уровне. Педагоги соблюдают требования ФГОС по разделу «Физическое развитие». Уровень профессионального мастерства педагогов  довольно высокий. Они качественно планируют работу по физическому воспитанию, используют разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия. Она поднимает настроение, организует движение детей, даёт возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Рекомендации:

  • Продолжать пополнять предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.
  • В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.
  • Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы с родителями.
  • Воспитателям старшей группы «Калинка» добиться от родителей приобретения для детей физкультурной формы;
  • Инструктору по ФК Ждановой В.В. проводить образовательную деятельность строго по программе ДОУ.