Консультация для родителей

 

Консультация для родителей средней группы  «Ребёнок и книга»

Алхасова М.З.

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст. То есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики. На этом, рано появляющемся у ребёнка умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и т. д.). На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным.

Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильное суждение об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем, при восприятии литературных произведений, ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет прежде всего - активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.

Перед родителями и воспитателями средней группы стоят следующие задачи:

• формировать у детей интерес к книге

• учить внимательно слушать и слышать литературные произведения

• помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в произведении

• помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать

• развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведений

• поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении

• поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностных отношений к прочитанному

Не забывайте каждый день читать своему ребёнку. Это очень важно по ряду причин:

усиливается эмоциональное воздействие текста на ребёнка, т. к. он видит вашу мимику, выражение глаз

у ребёнка возникает потребность ежедневно получать информацию

Иногда ребёнок просит прочитать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак того, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Прослушивая текст много раз, ребёнок обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания ещё непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос:"О чём пойдёт речь дальше?"

При повторении чтения одного и того же текста, старайтесь читать ему как можно скорее. Чётко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребёнка, успевает ли он понимать. Проверка понимания исключительно важна! Ускоренное чтение помогает развивать у детей способность быстро понимать содержание текста.