Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовила

старший воспитатель Ахметова М.Ю.

Что меняет ФГОС в организации образовательного процесса?

Знания, умения и навыки становятся вторичны – рамочный подход к их содержанию.

Меняются формы организации образовательного процесса – обеспечение активности, инициативы, самостоятельности и творчества.

Модель образовательного процесса предполагает комплексность подхода,  обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях

Педагогам  необходимо  следующее:

1.  Уяснить,  что  главная  задача педагога  —  не  организация  усвоения

знаний, а построение взаимодействия на основе определенного содержания,

обеспечивающего  передачу  культурных  ценностей,  накопление  опыта,

освоение  компетенций,  личностное становление  ребенка.

2.  Понять,  что  главный  результат образования  заключается  в  изменениях, происходящих в самом ребенке.

3.  Отказаться  от дисциплинарных  моделей взаимодействия с

детьми (и родителями воспитанников), преимущества словесных и наглядных методов в  пользу  практических,  от  доминирования информационно-рецептивного и репродуктивного методов, освоить и активно использовать метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) и исследовательский методы организации  детской  деятельности.

4.  Оставить  в  прошлом  представления об определяющей роли занятий

и других форм организации непосредственно  образовательной  деятельности  и  начать  использовать  потенциал разных видов детской деятельности в

режимных  моментах,  увеличить  долю самостоятельной деятельности детей.

 

Способы поддержки детской инициативы

  • Что делаем через использование предметно-развивающей среды (использование материалов в самостоятельной деятельности, выполнение творческих заданий в дневниках…)
  • Проблемные ситуации и ситуации общения – запуск самостоятельной деятельности.
  • Обсуждения – подведение итогов самостоятельной деятельности.
  • Организация детских мини-проектов («Как организовать выставку книг? «Как обустроить кукольную квартиру? «Как украсить детский сад к празднику?»).
  • Задания по самостоятельной  подготовке выставок, оформлению коллекций на основе детских интересов и пр.
  • Возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «процесс формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более ранних ступенях».  Выготский Л.С. Педагогическая психология.  –  М.: Педагогика, 1991.

Личностный  подход  исходит  из  положения,  что  в  основе  развития  лежит, прежде  всего,  эволюция  поведения  и  интересов  ребенка,  изменение  структуры направленности  поведения.  Поступательное  развитие  ребенка  главным  образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы  поведения  развиты  еще  слабо,  а  потому  в  этот  возрастной  период деятельность  мотивируется  в  основном  непосредственными  мотивами.  Исходя  из этого,  предлагаемая  ребенку  деятельность  должна  быть  для  него  осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельностный  подход  рассматривает  деятельность  наравне  с  обучением как  движущую  силу  психического  развития  ребенка.  В  каждом  возрасте существует  своя  ведущая  деятельность,  внутри  которой  возникают  новые  виды деятельности,  развиваются  (перестраиваются) психические  процессы  и  возникают личностные новообразования.

 

Соотношение программных задач и целей деятельности (по Тимофеевой Л.Л.)

 

Программные  задачи

Ситуация

Проблема

Цель  детей

Учебная  задача

 

Обобщить  и  дополнить

знания  детей  о зимующих

птицах,  учить  применять

их  для  решения  учебной задачи

Снегирь  хочет  устроить  птичью  столовую

для  пернатых,  зимующих  в  наших  краях

Снегирь  не  знает,  как  это

сделать

 

Помочь  снегирю

Рассказать  снегирю,  что

нужно  для  создания  столо-вой, поделиться знаниями о

зимующих  птицах

2

 

Обобщить и дополнить знания  детей  о  строительных

профессиях,  материалах,

из  которых  строят  жилища

Поросята  из  английской народной сказки

«Три поросенка» остались  без  дома

 

Поросята  не  знают,  какой

дом  им  нужен,  как  его  построить

Помочь поросятам

Выяснить,  какие  бывают

дома,  какой  дом  нужен  по-росятам,  кто  и  из  чего  его может построить

 

3

 

Обеспечить  условия  для

применения детьми знаний

о  дорожных  знаках,  их  на-значении

Жители  Цветочного

города все время попадают в проблемные

ситуации  на  дороге

картинки,  дети  самостоятельно  выявляют  проблему   в  городе  нет  дорожных  знаков

Опираясь  на  сюжетные

Помочь  жителям

Цветочного города

 

Пояснить,  для  чего  нужны

знаки,  подобрать  необходимые  знаки  для  каждой

ситуации

Структура образовательной ситуации (по Тимофеевой Л.Л.)

Компоненты деятельности

Этапы работы

Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей

 

Организационный момент (приемы организации детей на занятии)

 

Проблема-цель работы детей на занятии

мотивационно-ориентированный (мотивационные основы деятельности на занятии)

Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулирование цели, волеизъявления детей

План

поисковый (формы и методы организации педагога в совместной деятельности

Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий

Исполнительские действия

Практический

(чередование форм детской деятельности)

реализация плана(использование педагогами различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих с одной стороны разрешить проблему, а с другой стороны решить программные задачи обучения, воспитания, развития дошкольников)

Оценка

Рефлексивный - оценочный

Выявление факта и путей достижения цели (разрешение проблемы), нашедших применение знаний, умений и личностных качеств детей