Здоровье сберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии ДОУ .

       Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий которые мы проводим обычно, т.е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые Здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем специалистам. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.  

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.

Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

Задачи здоровьесбережения:

•    сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности

•    создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей

•    создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования

•    Динамические паузы

•    Подвижные и спортивные игры

•    Релаксация

•    Ритмопластика

•    Гимнастика пальчиковая

•    Гимнастика для глаз

•    Гимнастика дыхательная

•    Бодрящая гимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни

•    Утренняя гимнастика

•    Физкультурные занятия

•    Точечный массаж

•    Самомассаж

•    Занятия в бассейне

•    Проблемно – игровые и коммуникативные игры

•    Активный отдых

Коррекционные технологии

•    Артикуляционная гимнастика

•    Психогимнастика

•    Сказкотерапия

•    Пескотерапия

•    Цветотерапия

•    Арт –терапия

•    Су-Джок терапия

•    Музыкотерапия

 

Далее приводятся различные здоровьесберегающие технологии и объясняется в чем их суть. Вы достаточно хорошо знакомы с этими технологиями, другое дело, что не все применяют их в своей работе.

Гимнастика пальчиковая

1.   Способствует овладению навыкам мелкой моторики

2.   Помогает развивать речь

3.   Повышает работоспособность коры головного мозга

4.   Развивает психические способности: мышление, память, воображение

5.   Снимает тревожность

Дыхательная гимнастика

1.   Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани

2.   Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание

3.   Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения

4.   Повышает общую сопротивляемость организма

Су-Джок терапия

1.   Воздействует на биологически активные точки организма

2.   Стимулирует речевые зоны коры головного мозга

3.   Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом

4.   Развивает мелкую моторику рук

5.   Развивает память, внимание, связную речь

Точечный массаж и самомассаж

1.   Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

2.   Является профилактикой простудных заболеваний

3.   Повышает жизненный тонуса у детей

4.   Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Гимнастика для глаз

•    Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

•    Укрепляет мышцы глаз

•    Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Релаксация

•    Учит детей расслабляться

•    Способствует концентрации внимания

•    Помогает снять напряжение

•    Снимает возбуждение

Музыкотерапия

•    Повышает иммунитет детей

•    Снимает напряжение и раздражительность

•    Снимает головную боль

•    Восстанавливает спокойное дыхание

 

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.