Итоги тематического контроля

В нашем детском саду прошел тематический контроль по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизации работы педагогов и повышения качества экологической культуры детей в соответствии с ФГОС ДО».

На основании приказа МКОУ «СОШ №9» № 2/3 от 11.01.2018г. в целях выявления эффективности системы работы педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизации работы педагогов и повышения качества экологической культуры детей, а также выполнения годового плана работы на 2017-2018 учебный год с 09.11.2016г. по 28.11.2017г. комиссией в составе:
 Ахметова М.Ю. – старший воспитатель;
 Шигалугова А.А. – педагог-психолог;
 Варитлова З.Х. – воспитатель;
 Галачиева Л.Р. – воспитатель.
проведена проверка во всех возрастных группах.

Задачи тематической проверки:
 выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, новаторский опыт педагогов в организации работы по экологическому воспитанию детей;
 наметить пути повышения эффективности работы в данном направлении.
Объект исследования:
- система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- условия и факторы, стимулирующие и препятствующие экологическому воспитанию дошкольников.
Методы исследования:
- анализ документации, планов работы педагогов;
- оценка уровня экологического воспитания детей на основе наблюдений за ребенка во время образовательной деятельности, прогулок;
- изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня;
- обзорное изучение развивающей среды в группах.
Оценочный инструментарий
- Анализ планирования учебно-воспитательного процесса;
- анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей анкетирование и тестирование педагогов;
- анкетирование родителей;
- оценочные листы «Организация наблюдений в природе», «Анализ профессионального мастерства воспитателя», «Анализ эффективности занятия»;
- протокол обследования предметно-развивающей среды в группе и на участке;
- карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, это важнейшие задачи детского сада.

В ходе тематического контроля анализировалось планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Работа ведётся в соответствии с ООП ДОУ с использованием программ и методических пособий: программа "Детство" Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.; Парциальная программа “Добро пожаловать в экологию!” Воронкевич О.А.
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей. В группах ведётся конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам познавательной и исследовательской деятельности. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, обсуждение проблемных ситуаций, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, экологические дидактические игры, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия. В плане записываются содержание деятельности, ее цель (закрепление и уточнение знаний; работа по формированию навыков и умений; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе). Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.
Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента. Планируя наблюдения, педагоги указывают объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом).
Не всегда можно точно определить объект предстоящего наблюдения на прогулке: изменчиво состояние погоды, невозможно предусмотреть вероятность встречи с животными. В этом случае, планируя наблюдение, педагог не указывает объект конкретно.
Труд планируется на дневной и вечерней прогулках. В планировании указаны его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закрепляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т.д. Определяются способы (приемы) руководства деятельностью детей, их усложнение (например, переход от планирования трудовой деятельности воспитателем к совместному планированию содержания и способов труда).
После дневного сна до вечерней прогулки и после нее педагоги планируют:
- фронтальный труд детей в уголке природы или труд с подгруппами детей;
- наблюдение в уголке природы и из окна;
- дидактические игры;
- чтение детской природоведческой книги;
- просмотр фильмов о природе;
- организация праздников-развлечений.
Кроме того, планируются консультации с родителями по вопросам воспитания детей средствами природы.
Календарный план работы воспитателей перекликается с годовым планом работы дошкольного учреждения.
Занятия проводятся 1раза в неделю в игровой форме, начиная с младшей группы. В целеполагании в планах старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. В детском саду ведется работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Для оценки профессиональных знаний и умений педагогов были проведены тестирование и анкетирование. По результатам тестирование наибольшее количество баллов за правильные ответы получили воспитатели Галачиева Л.Р., Жамбекова А.Х., Карданова М.Ю., Пшигаушева А.А. – они правильно ответили на 12 вопросов из 15. На втором месте воспитатели Атласкирова М.С., Варитлова З.Х., Эфендиева Р.А. (11 правильных ответов). На третьем месте – воспитатели Алхасова М.З., Арипшева С.Ю., Блянихова З.Н., Жемухова М.М., Кумыкова Н.П.,Сохова М.О. (10 правильных ответов). На вопросы по методике экологического воспитания наиболее полно ответили воспитатели Блянихова З.Н., Галачиева Л.Р. и Кумыкова Н.П. Остальные педагоги либо дали неполные ответы, либо на какие-то вопросы совсем не смогли ответить.
В группах ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. Развивающая среда по экологическому воспитанию в каждой группе организована и сформирована в соответствии с требованиями ООП.
Во всех группах имеется календарь природы и его методическое обеспечение (карточки с изображением времени года, суток, погодных особенностей и т. д.; игрушки-изображения представителей животного мира; муляжи овощей и фруктов; некоторые материалы и оборудование для экспериментирования (формочки, воронки, лопатки, сита, ёмкости разной формы и проч.); материал, используемый для ухода за растениями (леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки), природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Есть наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее, альбомы «Времена года».
Результаты контроля показали, что в группах создана развивающая предметная среда, способствующая воспитанию начал экологической культуры, формированию знаний об объектах и явлениях природы. Во всех возрастных группах имеются природные уголки, которые позволяют:
• наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
• вести календари погоды;
• вести дневники наблюдений;
• рассматривать картины и иллюстрации о природе;
• играть в дидактические игры о природе;
• делать поделки из природного материала;
• ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Анализ развивающей среды на участках ДОУ показал, что на всех участках созданы условия для наблюдений за живой и неживой природой. Особенно хочется отметить педагогов группы «Елочка» Варитлову З.Х. и Жамбекову А.Х., которые высадили на клумбах своего участка наибольшее количество цветов: розы, тюльпаны, нарциссы, ирисы, астры, пионы. Также хочется отметить с какой любовью педагогами и родителями группы «Березка» созданы и оформлены клумбы, цветник, на котором имеется разнообразие растений. Имеются яркие песочницы, в которых девочки лепят своим любимым куклам или зверятам куличи, а мальчики сооружают замки, и другие постройки.
На всех участках присутствует природоохранный компонент: клумбы огорожены заборчиками, дети ухаживают за растениями. Имеются кормушки, сделанные руками родителей и корм для птиц. Дети с огромным удовольствием наблюдают за прилетающими на участок птицами, осознают значимость подкорма.
Замечательным отдыхом, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, стали для детей прогулки в нашем учреждении. Во время прогулки дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями, знакомят детей с природными явлениями. Наблюдения в основном организуются – коллективные. В ходе наблюдений воспитатели помогают детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатели дополняют наблюдения своими рассказами и пояснениями.
Все педагоги представили проекты экологической тропы своих прогулочных участков, на которых указали объекты живой и неживой природы, используемые для наблюдений, а также методы и приемы экологического воспитания детей во время прогулки.
Непосредственная образовательная деятельность.
Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.
При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. По результатам посещений образовательных деятельностей видно, что у детей имеются знания о природе родного края. Анализ показал – педагоги эффективно используют на занятии игровые приёмы: чудесный мешочек, пальчиковые игры, игра по итогам занятия «Закончи предложение…» и т.д..
В младшей группе детского сада воспитатели учили детей: определять характерные признаки растений, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. В ходе экологического воспитания педагоги использовали различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт). Анализ образовательной деятельности в младшей группе «Елочка» показал, что воспитатели группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, однако, иногда речь воспитателя подавляет инициативу детей.
В средних группах дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, проявляется познавательный интерес. Воспитателям необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования.
Анализ образовательной деятельности педагогов в старших и подготовительных группах ДОУ показал качественную подготовку педагогов методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, создание эмоциональной кульминации, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей, Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная. Однако воспитатель Атласкирова М.С. из-за волнения перед присутствием членов комиссии провела образовательную деятельность немного скомкано, несмотря на хорошую подготовительную работу.
Во время просмотра ООД у воспитателей отмечались требования к полным ответам детей, использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.
Работа с родителями.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей воспитатели используют традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, размещают информацию в родительском уголке).
В ходе проверки было установлено, что во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей. Преобладающая часть имеющейся информации представлена в виде печатного текста и статей, посвящённых данной теме. Кроме того родители всегда могут получить исчерпывающую информацию по интересующим их вопросам на сайте учреждения.
Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОУ. Педагоги соблюдают требования программы воспитания и обучения детей в детском саду по данному разделу. Они планируют работу по экологическому воспитанию, используют разнообразные формы организации работы, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ.
2. Оформить картотеку имеющих презентаций.
3. Пополнить и разнообразить дидактические игры в группе.
4. Пополнить клумбы на участке разнообразными цветами.
5. Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы.
6. Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.
7. В процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу.
8. По окончанию основной части рогклки дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.