Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Подготовила старший воспитатель

Ахметова М.Ю.

Для психологического комфорта малыша важны:

  • Эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни
  • Эмоциональное  благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья

 

Эмоциональное  благополучие  складывается:

  1. Из адекватного проявления ребенком эмоций  (удовольствия, неудовольствия)
  2. Переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы)
  3. Успеха или неудачи в достижении целей
  4. Комфорта при взаимодействии с окружающими людьми результатов деятельности ребенка

Эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни

Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. 

Ребенок 3-7лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми.

Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

 

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка

1. Факторы социально-культурного характера:

      - ускорение темпа жизни

      - дефицит времени родителей

      - недостаток условий для снятия напряжения и расслабления

      - загруженность родителей и невротизация взрослых

      - неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь

2. Социально-экономические факторы:

      -  неудовлетворительные жилищно-бытовые условия

       - ранний выход матери на работу

 

3. Социально-психологические факторы:

       -  дисгармония в семейных отношениях

       -  дисгармония в семейном воспитании

       - нарушение в сфере детско-родительских отношений 

 

Признаки стрессового состояния ребенка

Как может проявляться стрессовое состояние ребенка?

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон
  • Частая усталость
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
  • Беспокойство, непоседливость
  • Частое проявление упрямства, капризов
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
  • Стремление к уединению
  • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук
  • Дневное или ночное недержание мочи

 

Родительские   установки

 

   Родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

 

Рассмотрим следующие ситуации:

Очень часто в поликлинике можно слышать раздраженные высказывания родителей в адрес своего расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».

Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят родители в этом случае?

 

Упражнение

«Родительские установки»

Перед вами таблица-бланк с негативными установками, которые иногда даются ребенку. Предположите, какие последствия могут повлечь подобного рода установки? Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.

 

Негативные установки

Послед-ствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

   

Нытик, плакса!

   

Ты копия своего папочки!

   

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

   

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

   

Займись чем-нибудь, отстань.

   

 

   Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, то есть осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

   Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого.  Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих.

   А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.