Городской практический семинар в рамках сетевого взаимодействия по теме: "Использование ИКТ при организации и проведении НОД по художественно-эстетическому развитию"

Городской практический семинар в рамках сетевого взаимодействия  по теме: "Использование ИКТ при организации и проведении НОД по художественно-эстетическому развитию"

подготовила

старший воспитатель Ахметова М.Ю.

«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее»

В. В. Сухомлинский

 

 

Цель:  создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию  детей.

 

 

План проведения семинара

 

Мероприятие

Время

Место

Ответственный 

1. 

 

Сбор и регистрация участников

 

9.00 – 9.20

 

Муз.зал

Барагунова

Мариана Арсеновна- гл. специалист ДОМА,

Шогенова И.Н. –

заведующая С/П №44

Теоретическая часть

2. 

Вступительное слово "Использование ИКТ

при организации и проведении НОД"

9.20 – 9.30

 

Муз.зал

Шогенова И.Н. –

заведующая С/П №44

3. 

Выступление "Действенность ХЭВ через соблюдения принципа творческой деятельности детей"

 

9.30 – 9.40

 

Муз.зал

Ахметова

Мадина Юсуфовна – старший воспитатель I кв.кат.

4. 

Обобщение опыта работы

9.40 – 9.50

 

Муз.зал

Варитлова Залина Хадисовна-   воспитатель I кв.к.

Практическая часть

5. 

НОД по худ.-эстет. развитию «Украсим шляпы»

 

10.00 – 10.20

средняя группа «Березка»

Пшигаушева Альбина Аслановна – воспитатель

6. 

НОД по  худ.-эстет. развитию «Бабочки»

 

10.25 – 10.50

старшая группа «Вишенка»

Алхасова Милана Зауровна –воспитатель

7. 

НОД по худ.-эстет. развитию «Космос»

 

10.55 – 11.25

подготов.

группа

«Елочка»

Варитлова

Залина Хадисовна –воспитатель I кв.кат.

8. 

 

Концертная программа

 

11.30 – 11.55

 

Муз.зал

Дзахмишева Анжела Анорбиевна –

муз. руководитель

Заключительная часть

9. 

 «Круглый стол»:

подведение итога семинара

12.00 – 12.30

 

Методич. кабинет

Барагунова М.А.,

Шогенова И.Н.,

Ахметова М.Ю.

 

 

                 

Выступление старшего воспитателя Ахметовой М.Ю.

"Действенность художественно-эстетического воспитания

через соблюдения принципа творческой деятельности детей"

 

  «Рука – это вышедший наружу головной мозг»

Иммануил Кант

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания и создавать новое, что является активной формой в познании и способствует развитию творческой самостоятельности ребенка.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Художественно- эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, музыка, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность художественно-эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель каждого педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

        обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

        создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

        организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

        координация работы с другими учреждениями и организациями.

Наш детский сад реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе программы «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Сролнцевой.

В работе по  художественно-эстетическому воспитанию детей мы используем следующие парциальные программы и методические пособия:

        программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», «Умные пальчики», «Умелые ручки», И.А.Лыкова;

Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

        программа музыкального воспитания и развития ребенка под ред. Н.А Ветлугиной;

 

Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле. Там созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.

Дети ежедневно занимаются продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия, посещают музеи, ходят на экскурсии, целевые прогулки.

Необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно. Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония.

В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении.

Современное дошкольное образование невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Однако ресурсы ИКТ разнообразны, их выбор зависит от задач, которые стоят перед педагогом.

Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:

• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;

• быть для воспитанников проводником в мир информационных технологий;

• формировать у них основы информационной культуры;

• повышать свой профессиональный уровень и компетентность родителей в вопросах использования ИКТ.

ИКТ занимают достойную нишу в нашем дошкольном учреждении. Для реализации содержания образовательной программы наши воспитатели используют компьютер, ноутбук, проектор.

Как можно использовать ИКТ для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников?

Мы уже несколько лет занимаемся разработкой и использованием эффективны форм работы с применением ИКТ:

• презентации,

• видеопрезентации,

• интерактивные (виртуальные) экскурсии;

• игровые и интерактивные презентации.

Первые две формы хорошо известны всем современным педагогам. Над третьей мы начали работу в этом году. Четвертая форма работы будет следующим этапом знакомства наших педагогов с возможностями ИКТ.

Хочу немного остановиться на такой форме работы как интерактивные (виртуальные) экскурсии.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

• Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

- большого профессионального мастерства,

- умения владеть собой в незнакомой обстановке,

- держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии).

Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

1. определение цели и задач экскурсии;

2. выбор темы;

3. определение источников экскурсионного материала;

4. отбор и изучение экскурсионных объектов;

5. составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

6. подготовка текста экскурсии;

7. определение техники ведения виртуальной экскурсии;

8. показ экскурсии.

1. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели.

2. Выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или  конкретной ситуаций. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

3. В интернете предлагается большое количество виртуальных экскурсий и различных роликов.

4. Необходимо выбрать те, что максимально раскрывают тему, соответствуют возрасту детей и, конечно, будут интересны детям.

5. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

Например, вы хотите познакомить детей с миром театра? Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. С помощью виртуальной экскурсии дети смогут подробно рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную. Они «побывают» на сцене, в зрительном зале, заглянут за кулисы. Девочки с удовольствием понаблюдают за работой гримеров, костюмеров, что не всегда доступно в реальности.

Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру, к миру искусства, а также представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.

Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в театр или музей. На помощь придет виртуальное посещение спектакля, выставки, и т.п. Благодаря чему дети увидят весь процесс в динамике, виртуально займут место в зрительном зале. Они смогут разглядеть актеров в деталях, понаблюдают за их жестами, мимикой.

С помощью ИКТ педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, наши педагоги «провели» маленьких жителей по залам Третьяковской галереи, рассказали о знаменитых русских художниках, показали известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление, формируют желание самим заняться творчеством.

Вот небольшой перечень сайтов, где можно найти виртуальные экскурсии:

 

Музеи мира:

 

Русские художники и их произведения:

 

Завершить свое выступление мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк: “Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.

Желаю всем вам творческих успехов.