Хдожественно-эстетическое развитие с учетом ФГОС

                               Хдожественно-эстетическое развитие с учетом ФГОС

Подготовила воспитатель: Алхасова М.З.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает быстрый переход к проектированию образовательного пространства ДОО на основе принципа культуросообразности.

  В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и создания художественных образов. Художественный образ лежит на основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связывающим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятия художественных образов и выразительность явлений.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного  к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное, декоративно – прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
  • обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать мысли; поддерживать личностное творческое начало;
  • обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлений (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);
  • учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации (лес, водоем, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу, изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны);
  • поддерживать желание передавать характер признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий,  иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать  в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года);
  • создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
  • совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта;
  • в рисованиисовершенствовать технику рисования гуашевыми красками(смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях ,в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решение одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два – три оттенка красного цвета при изображения яблока; познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной;
  • в лепкеучить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет),скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения;предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народно – прикладного искусства);
  • в аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных  или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контору для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, улочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);
  • поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомы техники помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать аппликацию с рисованием, создание объемной  пластической формы сочетать с декоративной росписью);
  • формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;
  • предлагать для декоративного оформления поделки, выполнение на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов);для иллюстрирования - сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленными детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;
  • показать способы экономного использования художественных материалов (например, в аппликации вырезать не из целого листа бумаги, а из детали, подходящей по величине и форме к параметрам задуманного образа);
  • в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты и нюансы; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому).

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности.Как справедливо заметил выдающийся ученый-педагог Л.С.Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.