Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана работы за 2017-2018 учебный год

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №9

С УГЛУБЛЕННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

г.о.Нальчик, КБР

Информационно-аналитическая справка

о выполнении годового плана работы

за 2017 – 2018 учебный год

МКОУ «СОШ №9» С/П №44 «Солнышко» г.о. Нальчик

I Информационная справка

1.1 Общие сведения о ДОО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» структурное подразделение №44 «Солнышко» расположена по адресу: КБР, г.о.Нальчик, ул.Горького, 56, т.42-52-86

Учредителем является местная администрация г.о. Нальчик в лице Департамента образования.

Детский сад рассчитан на 200 мест, средний списочный состав на конец 2017-2018 учебного года составляет 253 ребенка.

МКОУ «СОШ №9» С/П №44 «Солнышко» имеет право на образовательную деятельность:

  • лицензия (серия РО  № 041132, дата выдачи: 14.02.2012г., срок действия - бессрочно)

Детский сад  №44  «Солнышко» был открыт 20.10.1967г.  С 07.07.1998г. на  базе  ДОУ  образована  «Начальная школа – Детский сад №44 «Солнышко».  С 2008 года присвоен статус МОУ «СОШ №9» Д/У №44. С 2012 – МБОУ «СОШ №9» Д/У №44. С 2013 – МКОУ  «СОШ №9» Д/У №44. С 2014 – МКОУ «СОШ №9» С/П №44.

Деятельность МКОУ «СОШ №9» С/П №44 направлена на:

  • обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и общим школьным образованием;
  • построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогической диагностики;
  • учет склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

В 2017 – 2018 учебном году было укомплектовано 7 дошкольных групп:

Группа

Количество детей

Группа № 1 – младшая «Елочка»

42

Группа № 2 – средняя «Ивушка»

40

Группа № 3 – средняя «Рябинка»

37

Группа № 4 – старшая «Яблонька»

36

Группа № 5 – старшая «Березка»

37

Группа № 6 – подготовительная «Черемушка»

25

Группа № 7 – подготовительная «Вишенка»

36

Всего детей:

253

 

1.2 Материально- техническое обеспечение детского сада.

 

     Состояние материально-технической базы С/П №44 «Солнышко» в основном соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального   развития. В каждой возрастной группе детского сада созданы условия для самостоятельного   активного и   целенаправленного  действия  детей  во   всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые  содержат  разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. В группах имеются дидактические игры,  наглядный и иллюстративный материал. В свободном доступе для детей  необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага различных цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материалы). В достаточном количестве имеются полифункциональные предметы, пригодные для использования в различных видах детской активности (в том числе природный и бросовый материал, предметы-заместители, куски ткани  и др.).  Имеются аудио-визуальные средства (магнитофоны и музыкальные центры, ноутбуки, мультимедийный проектор).            

В группах организованы различные центры (центр сюжетно-ролевых игр и театра, музыкальный, физкультурный, центр продуктивной деятельности и конструирования, центр художественно-эстетического развития, центр восприятия художественной литературы, центр экологии и познавательно-исследовательской деятельности, познавательно-речевого развития, уголок безопасности, национальный уголок), предоставляющие  достаточные возможности для общения и организации разнообразных видов детской деятельности по интересам. Развивающая  предметно-пространственная  среда детского сада построена с учетом возрастных и гендерных  особенностей детей.

Материально-технические условия обеспечивают комфортность и эмоциональное благополучие детей. В дошкольном учреждении созданы все условия для развития детей в различных видах деятельности:

– музыкальный зал,  оснащенный соответствующим оборудованием (мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано, комплект музыкальных инструментов для детского оркестра и т.д.);

– спортивный зал оснащен соответствующим оборудованием (музыкальный центр, мячи, прыгалки, кегли, гимнастические доски, массажные коврики, беговая дорожка, маты, фитболы – гимнастические мячи, массажные мячики и т д.);

–  кабинет родных языков;

– методический кабинет располагает обширным арсеналом методической, детской, художественной литературы, справочниками, энциклопедиями.

Имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимыми медикаментами для проведения экстренных лечебных мероприятий.

В распоряжении педагогов имеются технические средства обучения. Созданы все условия для индивидуальной работы с детьми, встреч и бесед с родителями.

Сотрудники детского сада обеспечивают эстетическое оформление интерьера. Красиво оформленные помещения способствуют воспитанию у детей художественного вкуса.

В группах и на участках имеется инвентарь и оборудование для максимальной двигательной активности детей. Созданы условия для обеспечения безопасности жизни детей, способствующие укреплению и оздоровлению организма каждого ребенка.

За последний год были проведены следующие ремонтные работы: побелка фасада.

1.3 Общие сведения о кадровом обеспечении

образовательного процесса

В детском саду работают: 1 заведующая, 17 педагогических работников (13 воспитателей и  4 специалиста — старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре), и 15 работников техперсонала.

Работники  дошкольного учреждения исполняют свои должностные обязанности на основе должностных инструкций, утвержденных приказом руководителя образовательной организации от 29.08.2015г.  № 54/39.

Все узкие специалисты и 13 воспитателей имеют профильное образование.

Администрация детского сада уделяет большое внимание повышению педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов, строго соблюдается периодичность прохождения курсов повышения квалификации согласно перспективному плану.

Для того, чтобы обеспечить  рост  профессионального мастерства педагогов,  используются различные формы методической работы, которая предусматривает комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста – это  прохождение курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров и методических объединений,    консультации старшего воспитателя и специалистов по дошкольному образованию, педагогические совещания, тематические семинары, вебинары, открытые просмотры  и др.

 

В 2017 – 2018 учебном году прошли аттестацию:

  • Ахметова М.Ю. – ст.воспитатель – на высшую кв. категорию;
  • Алхасова М.З. – воспитатель – на I кв. категорию;
  • Пшигаушева А.А. – воспитатель – на I кв. категорию;
  • Сохова М.О. – воспитатель – на I кв. категорию;
  • Эфендиева – воспитатель – подтвердила I кв. категорию.

Воспитательно-образовательную работу ведут 17 педагогов.

Расстановка воспитателей на 2017-2018 уч. год

 

 

Возрастная группа

 

 

ФИО педагога

 

Образование

 

Пед. стаж

 

Кв. кате-гория

  1.  

II младшая группа «Елочка»

Варитлова З.Х.

 

сред. спец.

15

I

  1.  

Жамбекова А.Х.

высшее

6

I

  1.  

Средняя группа «Ивушка»

Блянихова З.Н.

высшее

15

I

  1.  

Галачиева Л.Р.

сред. спец.

22

I

  1.  

Средняя группа «Рябинка»

Арипшева С.Ю.

высшее

12

I

  1.  

Карданова М.Ю.

высшее

9

I

  1.  

Старшая группа «Яблонька»

Кумыкова М.С.

сред. спец.

25

I

  1.  

Сохова М.О.

высшее

4

I

  1.  

Старшая группа «Березка»

Жемухова М.М.

высшее

4

I

  1.  

Пшигаушева А.А.

высшее

8

I

  1.  

Подготовит. группа «Черемушка»

Атласкирова М.С.

сред. спец.

4

соотв.

  1.  

Эфендиева Р.А.

высшее

26

I

  1.  

Подготовит. группа «Вишенка»

Алхасова М.З.

 

высшее

8

I

  1.  

Блянихова З.Н.

высшее

15

I

Педагоги-специалисты МКОУ «СОШ №9» С/П №44

 

 

ФИО педагога

 

Должность

 

Образо-вание

 

Пед. стаж

 

Кв. кате-гория

  1.  

Ахметова М.Ю.

старший воспитатель

высшее

15

высшая

  1.  

Дзахмишева А.А.

музыкальный руководитель

высшее

27

I

  1.  

Жданова В.В.

инструктор по ФК

высшее

27

I

  1.  

Шигалугова А.А.

Педагог-психолог

высшее

2

-

  1.  

Эфендиева Р.А.

учитель балк.яз.

высшее

24

I

Характеристика педагогических кадров МКОУ «СОШ №9» С/П №44

15 педагогов – 74% – высшее образование;

4 педагогов – 26% – среднее специальное.

5 педагогов более 20 лет – 28%

4 педагога 11 – 19 лет – 24%

4 педагога 5 – 10 лет – 24%

4 педагогов менее 5 лет – 24 %

По результатам аттестации педагогические кадры имеют следующие категории:

Высшая категория – 1 педагог – 6%

I кв. категория – 15 педагогов – 88%

Соответствуют занимаемой должности – 1 педагогов – 6%

Не имеют категории – 1 педагог – 5%

Выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

Библиотека в методкабинете систематически пополняется методическим наглядным материалом, литературой, аудио- и видеотекой, дидактическим раздаточным материалом. Составлен каталог научно-методической литературы по блокам и наглядному материалу.

 

II. Анализ работы за 2017-2018 уч.год.

2.1.  Анализ деятельноcти педагогического коллектива.

Вся работа в детском саду построена на основе таких документов, как «Закон об образовании РФ», «Устав ОО», лицензия на право ведения образовательного процесса в детском саду. Согласно Федеральному закону  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, творческим коллективом детского сада разработана и реализуется Основная Образовательная Программа дошкольного образования.

МКОУ «СОШ №9» С/П №44 работает по комплексной программе дошкольного образования «Детство», разработанной коллективом кафедры  дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г.Санкт-Петербург.

Также были использованы следующие парциальные программы и технологии:

  • Программа «Добро пожаловать в экологию», Воронкевич О.А.;
  • «Игралочка – ступенька к школе», Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
  • «Программа развития речи дошкольников», О.С.Ушакова
  • программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», «Умные пальчики», «Умелые ручки», И.А.Лыкова;
  • программа музыкального воспитания и развития ребенка под ред. Н.А Ветлугиной;
  • учебно-методическое пособие «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте», Ельцова О.М.;
  • Программа  по  кабардинскому  языку  «Материнское  слово»  под  редакцией  Р.М. Ацкановой.

Организация учебно-воспитательного процесса строится на психолого-педагогическом обоснованном выборе программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей.

В 2017-2018 учебном году в С/П №44 было проведено два семинара:

  • Семинар-практикум «Воспитание у детей этики межнационального общения», отв. старший воспитатель Ахметова М.Ю. и педагог-психолог Шигалугова А.А. (декабрь);
  • Городской семинар-практикум для заведующих ДО и прогимназий «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», отв. старший воспитатель Ахметова М.Ю. (февраль).

В 2017-2018 учебном году были запланированы и проведены следующие педсоветы:

  1. Установочный. (Анализ алгоритмов организации детской деятельности на основе современных образовательных технологий и обсуждение модели их внедрения в личной педагогической практике).
  2. Педсовет – деловая игра "Социально-нравственное воспитание детей

через приобщения ребенка к истории и культуре своего народа".

  1. Педсовет «Развитие экологической культуры детей в соответствии с ФГОС ДО».
  2. Итоговый. (Итоги работы за год. Отчеты педагогов о реализации Программы. Анализ медсестры о заболеваемости детей в течение года).

В рамках проектной деятельности и самообразования все воспитатели показали по два открытых мероприятия. Все они прошли на хорошем уровне, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с годовым планом проводился ряд тематических проверок:

1. «Организация и результативность работы по духовно-нравственному  воспитанию детей дошкольного возрастав соответствии с ФГОС ДО».

Цель: выявления эффективности системы работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, создания благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми.

Проверка показала, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Уровень подготовки педагогов по вышеуказанной теме различен, что видно из карт анализа, но в целом ведется на хорошем уровне. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей. Обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях народов, проживающих в нашем городе,  их быте и  культуре. Педагоги приобщают родителей к процессу духовно-нравственного воспитания через консультации, стимулируют родителей к совместному творчеству, привлекают к проведению развлечений.

Рекомендовано:

1. Продолжать работу по духовно-нравственному  воспитанию на протяжении всего дошкольного возраста.

2. Педагогам Алхасовой М.З., Атласкировой М.С., Жамбековой А.Х., Жемуховой М.М., Пшигаушевой А.А., Соховой М.О. повысить уровень своих теоретических знаний по данному направлению.

3. Отметить грамотами хорошую работу по духовно-нравственному  воспитанию педагогов, набравших большее количество баллов.

4. Оформить накопительную папку из опыта работы группы по духовно-нравственного воспитанию (НОД, развлечения, экскурсии и т.д.).

 

2. «Организация и эффективность работы в ДОО по экологическому развитию дошкольников»

Цель: выявления эффективности системы работы педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизации работы педагогов и повышения качества экологической культуры детей.

Контроль показал, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОУ. Педагоги соблюдают требования программы воспитания и обучения детей в детском саду по данному разделу. Они планируют работу по экологическому воспитанию, используют разнообразные формы организации работы, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей.

Рекомендовано:

1. Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ.

2. Оформить картотеку имеющих презентаций.

3. Пополнить  и разнообразить дидактические игры в группе.

4. Пополнить клумбы на участке разнообразными цветами.

5. Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы.

6. Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

7. В процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу.

8. По окончанию основной части прогулки дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Также были проведены оперативный, предупредительный и сравнительный контроль. Итоги этих проверок помогли определить слабые стороны в педагогическом процессе и найти способы по их устранению.

Инновационная деятельность:

  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • проектная деятельность.

Педагогами ДОУ дважды в год проводилась педагогическая диагностика по всем направлениям с целью выявления слабых сторон в организации педагогического процесса. Количество диагностируемых детей на май 2018 года составило 253 ребенка.

Количественный состав детей постепенно увеличивается в связи с возросшим   спросом и очерёдностью детских мест у населения города и района.

Главной  целью нашей работы является здоровьесбережение, сохранение физического и психического здоровья воспитанников, а так же проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Распределение детей по группам здоровья на декабрь 2017 года

Группа здоровья

Количество детей

%

Первая группа

197

78%

Вторая группа

53

21%

Третья группа

3

1%

Четвертая группа

-

-

Пятая группа

-

-

 

Детей с первой  и второй группой здоровья увеличилось на 19ч., а количество детей с третьей и четвертой  группой осталось таким же.  В прошлом учебном году был 1 ребенок с пятой группой здоровья, в этом году таких детей нет. Это неплохие результаты. Остались проблемы – идёт снижение показателя индекса здоровья детей и количества  пропусков  одним  ребёнком   по болезни. Причины: низкий уровень здоровья пришедших вновь детей,  плохая экология, недостаточно сбалансированное питание дома, снижение иммунитета у детей, недостаточно ответственная работа медиков по выдаче справок...

Проводилась работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям: соблюдение режима дня, учет гигиенических требований, утренняя гимнастика на воздухе, воздушно-оздоровительная гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, отработка двигательного режима в группах и на прогулке, закаливающие мероприятия.

Целью медико-педагогического персонала является  качественное выполнение закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий для повышения защитных сил организма. Для этого проводился точечный массаж, лечебный и оздоровительный массаж, прогулки при любой погоде, сон с доступом воздуха, гимнастика пробуждения,  бег по разнофактурной поверхности, ходьба босиком по ребристой дорожке, контрастное обливание, прием «Волшебной приправы» (чеснок, лук).

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

 

Годы

 

Среднесписочный состав

Абсолютное число случаев фактических заболеваний детей.

2015-2016

232

345

2016-2017

244

319

2017-2018

253

439

При анализе результатов мониторинга  проводилась диагностика с учетом следующих критериальных показателей:

  • заболеваемость;
  • группа здоровья;
  • отклонения в состоянии здоровья;
  • физическое развитие;
  • задержка произвольного дыхания на вдохе и выдохе и другие функциональные пробы;
  • физическая подготовленность;
  • психическое развитие.

 

По сравнению с прошлым годом анализ материалов исследования выявил тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей. Как видно из таблицы, по сравнению с прошлыми годами количественный состав детей увеличился незначительно (на 9 детей), а вот число заболеваний значительно увеличилось (на 120 случаев – на 27%). Но примерно  80% заболеваний приходится на вновь прибывших детей. Как уже говорилось выше, причины: низкий уровень здоровья пришедших вновь детей, плохая экология, недостаточно сбалансированное питание дома, снижение иммунитета у детей, недостаточно ответственная работа медиков по выдаче справок...

Болезни органов дыхания у детей ДОУ занимают первое место. В структуре заболеваемости ведущее место по-прежнему принадлежит острым респираторно - вирусным заболеваниям верхних дыхательных путей.

Для оздоровления детей круглый год проводится витаминизация третьего блюда, в холодное время года проводится фитонцидотерапия, в группах регулярно проводится кварцевание.

Кроме того с целью профилактики и оздоровления детей в нашем ДОУ был организован прием кислородного коктейля, созданного по технологии, разработанной доктором медицинских наук, заслуженным врачом России, профессором ставропольской государственной медицинской академии – Старокожко Л.Е., приготовленный по ТУ-9185-001-77584783-09. Коктейли приготовлены на основе яблочного, вишневого, виноградного сока (по заявке родителей). Данный коктейль способствует:

 

  • укреплению иммунной, сердечнососудистой, нервной системы;
  • адаптации к стрессам;
  • умственному развитию;
  • улучшению обмена веществ.

Эту ситуацию улучшения здоровья детей мы обсуждали с педагогами дошкольного учреждения на педагогическом совете. И пришли к единогласному мнению, что система оздоровления, проводимая в этом году, не дала желаемых результаты. Поэтому необходимо в следующем учебном году уделить особое внимание этой проблеме.

В дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для физического воспитания и развития детей: во всех группах имеются физкультурные уголки, есть оборудованный физкультурный зал.

Воспитателями и инструктором по физическому воспитанию  организуются и проводятся: спортивные праздники, физкультурные развлечения, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на воздухе, подвижные игры, физкультминутки.

Задачи  педагогического коллектива по физическому развитию, приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  и  укреплению их  здоровья в прошедшем году  были реализованы недостаточно, поэтому уровень состояния здоровья детей и их заболеваемости   оставляет желать лучшего.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы вся воспитательно-образовательная работа с дошкольниками строилась на диагностической основе, дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

Вопросы диагностики уровня усвоения детьми программного материала разработаны в соответствии с образовательной программой ДОУ экспертным советом.

Система мониторинга освоения детьми содержания основной образовательной программы С/П №44 разработана в полном соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она позволяет оценить достижения ребенка в каждой возрастной группе в соответствии с качествами, определенными ФГОС, в том числе, «необходимыми умениями и навыками» по всем образовательным областям.

 Основная задача:

-выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы;

-определить степень освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения.

  Результаты диагностики выражены в процентах и объективно показывают:

  • успешность усвоения программы каждым ребёнком;
  • успешность освоения содержания выделенных в программе образовательных областей всей группой детей;
  • успешность формирования у каждого ребёнка группы необходимых интегративных качеств.

Диагностика проводится воспитателями на основании:

•  наблюдений за детьми,

•  бесед,

•  создания несложных (естественных) диагностических ситуаций,

Диагностика проводилась воспитателями и специалистами ДОУ (инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог-психолог).

    Процедура оценки: Оценка осуществляется в соответствии с диагностическими листами, составленными на каждый возраст. Общие диагностические листы представляют список параметров по каждому блоку оценки для каждого возраста отдельно. В диагностических листах на группу объединены список оцениваемых параметров со списком детей группы. Эти рабочие листы позволяют получать наглядную картину оценок по группе и суммарные показатели, как по каждому ребенку, так и по динамике формирования у детей отдельных качеств или освоения каждой из образовательных областей. Результаты этих листов позволяют оценивать и планировать проводимую работу, вносить коррективы в содержание работы. Низкие оценки на начало года указывают педагогу на области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми.

На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития  детей, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем  педагогами намечается индивидуальная  работа с каждым  ребенком  по  проблемным  вопросам.

 На основе диагностических карт педагоги дифференцированно подходят к обучению. Исходя из индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка, предлагают задания разной степени сложности. Для поддержания интереса к учебной деятельности активно используются игровые, традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы обучения.

Итоги педагогической диагностики на начало года показали, что детьми всех возрастных групп материал по всем образовательным областям усвоен на разном уровне (результаты представлены в таблицах).

Данные результаты помогли педагогам определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития на учебный год.

Результатом такого подхода стало повышения уровня усвоения материала. Результаты педагогической диагностики  на конец учебного года показали в основном средний и высокий уровень. Наиболее высокие результаты у детей подготовительной к школе группы. Анализ качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям  и направлениям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: наиболее высокие результаты у воспитанников по таким образовательным направлениям, как «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие». Несколько ниже результаты по направлениям и областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Речевое  развитие» Таким образом, результаты педагогической диагностики овладения воспитанниками дошкольного образовательного учреждения программным материалом по образовательным областям на хорошем уровне.

Хочется отметить, что по сравнению с прошлыми учебными годами произошли качественные изменения в результатах усвоения детьми программного материала в таких направлениях как «Художественно-эстетическое развитие», из чего можно сделать вывод, что нами были оправданно выбраны парциальные программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки», «Умелые ручки» и «Умные пальчики» с полным обеспечением методической литературой и демонстрационным материалом по программе. Что тоже в свою очередь повлияло на результат педагогической диагностики.

Также большой скачок в развитии знаний детей показали результаты диагностики детей по развитию речи и обучению грамоте. Думаю, это также связано с тем, что в этом учебном году все возрастные группы перешли на парциальную «Программу развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой с полным обеспечением методической литературой по программе. (Однако еще не хватает в достаточной мере демонстрационного материала). Также свои положительные результаты дала работа по методической разработке О.М. Ельцовой «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».

Наш детский сад всегда принимает активное участие в городских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. И этот год не стал исключением. Все педагоги активно участвовали в заочных профессиональных конкурсах, где занимали призовые места.

В марте 2018 года проходил Городской литературный конкурс, посвященный творчеству детского поэта Леонида Шогенова. В этом конкурсе активное участие приняли наши воспитанники. В результате воспитанник средней группы Кардангушев Имран занял I место, а воспитанница старшей группы Кишева Дисана – II место.

В апреле 2018 года прошла городская интеллектуальная олимпиада «Умники и умницы». Одним из победителей стал наш воспитанник Нагоев Алибек из подготовительной группы «Вишенка».

Одной из годовых задач ДОУ было «Создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  через ознакомление с традиционной культурой жителей Кабардино-Балкарии на основе тематического планирования и метода проектов в соответствии с ФГОС ДО».

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.

В нашем детском саду была проведена обширная работа в данном направлении:

  1. Проведен городской практический семинар;
  2. Воспитателями совместно с родителями воспитанников и с самими воспитанниками были реализованы проекты по данному направлению;
  3. Старшим воспитателем были проведены консультации по духовно-нравственному воспитанию как для педагогов, так и для родителей воспитанников ДОУ;
  4. Педагоги вместе с воспитанниками посещали в течение всего года музеи и театры города, ходили на экскурсии по памятным местам;
  5. Для ветеранов и работников тыла к празднованию Дня Великой победы был дан концерт, в котором приняли участие воспитанники ДОУ и их родители.

Считаю, что годовая задача была полностью реализована:

1. Созданы оптимальные условия для индивидуальных траекторий духовно-нравственного развития ребенка с разными возможностями и потребностями.

2. Реализация проектов способствовала укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменению отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

3.Повысился уровень педагогических компетенций по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Надо также заметить, что положительных результатов дала работа ДОУ по второй годовой задаче ДОУ «Формировать экологическую культуру дошкольников через внедрение в практику ДОУ системно-деятельностного подхода к организации работы по экологическому образованию воспитанников».

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы c дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы,  используемые в дошкольном учреждении,  поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Считаю, что все задачи в этом направлении достигнуты. А  достигались они за счет:

  • высокого профессионального потенциала педагогов;
  • коллективного  целеполагания – определения годовых задач, реализация которых содействует более качественному усвоению детьми знаний и умений;
  • построения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями возрастного развития и потребностями детей  (обучение через игру, проблемно- поисковые методы, индивидуальные и подгрупповые формы работы и др.);
  • обновлением предметно – развивающей среды в группах и ДОУв целом;
  • ежегодного мониторинга качества реализации  образовательной программы (через тематический контроль, посещение занятий,  диагностику ЗУН воспитанников)

Анализируя работу дошкольного учреждения можно сделать выводы, что в целом  наблюдается позитивная динамика качества образования и воспитания наших воспитанников.

Одним из показателей успешной деятельности дошкольного учреждения является хорошая успеваемость его выпускников, которые обучаются в различных школах города Нальчик.

Мониторинг успеваемости выпускников дает хорошую оценку уровню социально-психологической и мотивационной готовности наших выпускников. Дети хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы.

Наряду со всеми положительными сторонами работы следует обратить внимание на то, что нужно более углубить работу по проектной творческой деятельности. Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование,  позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Исходя из вышесказанного, коллектив С/П № 44 «Солнышко» в 2018-2019 учебном году ставит перед собой задачи:

1. Продолжать реализовывать педагогический процесс в соответствии с ФГОС ДО, усилить требования к его содержанию, уровню и качеству воспитательно-образовательной работы.

2. Формировать здоровье детей на основе комплексного и системного использования  средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.

3. Совершенствовать  работу по применению  проектного  метода обучения и воспитания дошкольников для  развития  их  познавательных способностей и творческого потенциала, обогащение социального опыта ребенка через реализацию творческих проектов.

 

Заведующая С/П № 44  __________________/Шогенова И.Н./

 

Старший воспитатель С/П № 44  ________________/Ахметова М.Ю./