Образовательные стандарты

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования в Российской Федерации, регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, представляющим собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:

  • к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему,
  • к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим,
  • к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования федерального государственного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, содержащих социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком программы на разных этапах ее реализации и обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

                       Федеральный государственный образовательный стандарт                          направлен на достижение следующих целей

Повышение социального статуса дошкольного образования
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи:3

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

4

                 Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.                                                                                                                                                  Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.                                                                                                                             Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.                                                                                Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.                                                                                                                                         Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.                                                                            Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это

5

                   Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей

61) социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в        обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,                          становление самостоятельности                                                                                                                      2) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и                          познавательной мотивации                                                                                                                 3) речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение           активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи                               4) художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-                       смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление                 эстетического отношения к окружающему миру                                                                   5) физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.                                                                                                                                         Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.                                                                                                             Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано

7

                   Таким образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.