Ребенок и телевидение.

Подготовила старший воспитатель

Ахметова М.Ю.

Дети дошкольного возраста – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Малыши, сидя у телевизора ежедневно, к сожалению, смотрят и взрослые передачи.

Не только среди педагогов, но зачастую и среди родителей разгораются споры на тему «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные точки зрения. Одни участники дискуссий утверждают, что телевидение отвлекает детей от здорового и активного отдыха, чтения книг, игр. Другие, напротив, считают, что это чудо техники дает детям пищу для мыслей и чувств, помогает познавать мир, развивает фантазию. Доводы убедительны у обеих сторон. В результате споров обычно приходят к мнению, с которым трудно не согласиться: все дело в том, как это чудо техники использовать.

Зачастую ребенок проводит много времени у телеэкрана не потому, что его привлекает содержание передачи, а из-за того, что такое времяпрепровождение стало для него привычным. Он смотрит все подряд, ежедневно по 5-6 часов в день. И это не вызывает особой обеспокоенности у родителей.

         А беспокоиться следовало бы. И не только по той причине, что какие-то передачи могут нанести прямой вред (ведь не все малыш поймет правильно). Главная беда в том, что ребенок превращается в пассивного созерцателя. А это недопустимо и противоестествен-но. Во-первых, он длительное время буквально прикован к одному месту, находиться в одной позе. Ни о каком правильном физическом развитии малыша не может быть и речи, если он мало двигается, мало бывает на свежем воздухе.

         Во-вторых, пассивное восприятие не проходит бесследно и для интеллектуального развития ребенка. Если малыш смотрит передачи, не тратя на это особых усилий, у него не получают должного развития произвольные познавательные процессы. Привыкнув откликаться лишь на внешне интересное, занимательное, ребенок будет пассивен в ситуациях, требующих работы ума, волевых усилий, настойчивости. А все эти качества ему понадобятся для успешного учения в школе.

         Проблему «Телевидение и дети» в первую очередь следует рассматривать с точки зрения «детской всеядности». Возникает закономерный вопрос: зависит ли здесь что-либо от родителей? Безусловно. Прежде всего они должны регулировать просмотр детьми телепередач.

         Родителям следует помнить, что дошкольникам свойственна постоянная потребность в общении, что им доставляет большое удовольствие смотреть телепередачу вместе с мамами, папами, старшими братьями, сестрами. И очень хорошо, если родители откликаются на такую просьбу. Быть может, содержание передачи, ситуации и действия ее участников подскажут тему для дальнейшего общения с ребенком, помогут выявить его интересы, наклонности, суждения.

Особо сильно влияние телевидения проявляется в области художественных интересов.         Взрослые очень любят обмениваться между собой впечатлениями о просмотренных фильмах. Детям-дошкольникам это свойственно еще в большей степени. Малыши любят подражать полюбившимся героям, повторять их движения, жесты, мимику, стремятся нарисовать их. Подобную активность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеет большое значение для развития его творческих способностей, формирования нужных навыков.

Надо обращать внимание на продолжительность просмотра телепередач дома: для детей 4-5 лет она не должна превышать 20 мин, а для старших дошкольников – 25-30 мин. Более длительные просмотры могут провоцировать близорукость, вызывать усталость и раздражительность.

В заключении хочется подчеркнуть, что просмотр телепередач надо использовать таким образом, чтобы у детей не снижался интерес к другим видам деятельности, особенно творческим.